вторник, 29 июля 2014 г.

Постановка танца

Пожалуй, постановка танца- это самое сложное для многих из нас. Люди учатся годами на хореографов, чтобы заниматься этим нелегким делом. Но большинство танцовщиц делают танцы для себя или для своих учениц, не имея специального образования и, хочу заметить, весьма успешно с этим справляются. Наверное, чтобы ставить танцы нужно вдохновение, порыв, доля таланта и чутье... Но ведь существуют и некоторые правила. Давай сегодня поговорим о том, как грамотно сделать постановку, какие важные моменты нужно учитывать и на что нужно обратить свое внимание. Пусть моя статья будет твоим навигатором и поможет найти новые идеи в твоем творчестве! Разбирать будем восточный танец, но и для других танцев ты сможешь найти общую схему.
Для начала опишу общие моменты для любого вида танца, будь то групповой или сольный. Сначала ты выбираешь музыку и слушаешь ее столько раз, пока не будешь знать ее идеально. Очень важно разобрать музыку: вступление, основная часть, фольклорная вставка, барабанное соло, финальная часть. Это- примерная схема музыки, под которую танцуют в арабском танце. Некоторые части могут повторяться, некоторые отсутствовать. Когда ты слушаешь музыку, то на бумаге себе составь такую схему:
Например:
вступление 0:00- 0:15 (то есть 15 секунд вступление)- танцоры за кулисами,
далее 0:15-1:10 основная часть,
1:10- 1:33- медленная часть, акцент на пластику,
1:33-2:07- саиди,
2:07-2:52- барабанное соло,
2:52-3:40- повтор основной части,
3:40-3:58 -финал.
Имея перед глазами такую схему ты как бы разделяешь танец на фрагменты, и тебе проще придумать хореографию по маленьким кусочкам и выделить главные моменты в танце. Ведь ты понимаешь, что держать зрителя в напряжении весь танец- не очень правильно, так как зритель устанет. Обязательно нужно вводить разнообразие. Например: сильная часть во вступлении, затем переход к более медленной и спокойной части (развитие), далее темп и эмоции опять нарастают и в финале ты делаешь самый сильный акцент. Ну или, как в танце беледи, развитие идет от медленного, плавного к более быстрому, энергичному, ритм все ускоряется и в конце танца наступает кульминация. Делай свой танец контрастнее- чередуй быстрые движение и плавные, спокойные, масштабные проходки и мелкую технику, стоя на месте...
В основном любой танец можно разделить на общую схему:
1.Экспозиция (от латинского языка изложение, описание). Это часть произведения предшествующая действию, вводит зрителя в образ. Чаще всего, в арабском танце, это вступление в музыке, во время которого танцовщица еще находится за кулисами (например в танце межансе).
2. Завязка – начало действия (может быть началом возникновения конфликта). Зрителю должно быть интересно, что произойдёт дальше. Экспозиция и завязка должны вызывать интерес и захватывать внимание. В восточном танце танцовщица представляет себя, дает возможность разглядеть костюм и представляет свой образ. В танце межансе- эта часть называется антре, чаще всего выполняется с шалью (вейлом).
3 . Развитие действия (вступление перед кульминацией). Самая большая основная часть, где развёртывается содержание, развивается сюжет, раскрывается характер танцовщицы или танцоров. Необходимо добиваться яркого, интересного развития. Число ступней может быть различным и зависит от объёма и содержания номера.
4. Кульминация (от латинского языка- вершина). В хореографии это наивысшая точка развития музыкально-хореографического действия. Здесь достигается наивысший накал в развитии содержания сюжета. Композиционное решение в кульминации должно быть неожиданным и любопытным.
5. Развязка. Она должна логически вытекать из всего танцевального действия. Она должна завершить мысль, образ, поставить ясную точку. Это идейно-нравственный итог, который зритель должен осознать в процессе постижения всего происходящего на сцене. Развязка должна быть короткой с сохранением, а затем снятием напряжения, которое было достигнуто в кульминации.
В постановке танца всегда держи эту схему в голове.
Идем дальше. Мой совет- не начинай танцевать сразу, как только ты услышала музыку! Сначала прослушай ее, желательно в наушниках, расслабься и дай своему воображению нарисовать разные картины. После нескольких прослушиваний ты уже будешь примерно знать, как обыграть некоторые моменты в музыке. Бывает так, что какой-то определённый кусок музыки никак не поддается и ты ломаешь голову над тем, какое движение туда вставить. Отложи этот фрагмент на потом. Не надо из себя выжимать движения. Придет время и ты с легкостью придумаешь подходящее движение и будешь удивляться как оно  не пришло к тебе  в голову раньше. Всему свое время.
Когда ты уже хорошо знаешь музыку, у тебя есть ее схема, а в твоей голове родились идеи как обыграть определенные моменты (а может и весь танец целиком), приступай к постановке!
Теперь выделим два вида танца: сольный и групповой. Для них, понятное дело, существуют свои правила.
Сначала обращусь к групповому танцу. Очень большой ошибкой многих преподавателей является то, что они выводят своих учениц в определенном порядке на сцену, расставляют их, например, в шахматном порядке и те танцуют, каждая на своем квадратном метре. Нет! Ведь существует масса хореографических разводок-проходок-рисунков! Танец не должен быть скучным! Если ты ставишь танцы для своих учениц или для группы обязательно меняй рисунок! Например, в начале танца все встают в шахматном порядке, затем выстраиваются в линию, а из нее в круг, далее разводим людей в две группы на правую и левую часть сцены, где они образуют два круга. Ну это так, например. Все зависит от музыки, от ее переходов и от твоих задумок! Чтобы лучше вникнуть в суть, возьми пуговицы и попробуй составить из них разные рисунки: простые- круг, диагональ, линия, полукруг и сложные – это несколько простых: линия одна за другой, круг в круге, улитка, клин. Часто сложные рисунки бывают многоплановыми. Так же не забывай про уровни: например передняя линия опускается в партер, а задняя линия остается танцевать в полный рост. Еще можно обыграть музыку разноплановыми движениями танцоров. Например: задняя линия танцует на мелодию, а вышедшие вперед танцовщицы танцуют на барабаны. Важно помнить и о законе перспективы- все что дальше- кажется меньше, поэтому часто более высоких танцовщиц ставят на задний план, а низких выводят в центр, вперед. Для примера я нарисовала несколько разных схем, с которыми легко работать и которые можно дополнять на свой вкус.
Если ты ставишь танец для сцены, то помни, что она делиться условно на три части: авансцена, средний план (от первой кулисы и дальше) и дальний план.  На авансцену (ближе всего к зрителям) нужно выводить только самых лучших танцоров, так как зритель вблизи от себя видит абсолютно все: и дрожь в коленях, и капельки пота по спине, и напряженную улыбку... На среднем плане обычно происходит основное действо, там зрителю комфортнее всего наблюдать за происходящим. На задний план обычно выводят кордебалет, туда зритель обращает меньше всего внимания, так же там размещаются декорации (если таковые имеются).
Обязательно представляй свой танец со стороны, представь себя, сидящую в зрительном зале. Будет ли тебе интересно, что можно добавить и как разнообразить? Что можно убрать, как достичь лаконичности?
Далее обратимся к сольному танцу. Для него действуют все те же законы, только все хореографические рисунки исполняются одним человеком.Чтобы разнообразить танец добавь в него: вращения, проходки, различные уровни (партер, к примеру), займи все пространство сцены, а для усиления эффекта выйди на авансцену.


Ну и напоследок хочется напомнить, что танец идет рука об руку с музыкой. 50% успеха- это музыка, которая заставляет тебя творить и вдохновляет! Прослушивай разные композиции, ищи те, под которые тебе самой хочется танцевать. Смотри хотя бы несколько разный видео в день- какие-то тебе понравятся, ты отметишь для себя новые идеи, а какие-то не понравятся- сделай выводы о том, как делать не нужно. Почаще придумывай комбинации, которые ты сможешь использовать в танце. Ищи новые идеи, твори и у тебя все обязательно получится!

Комментариев нет:

Отправить комментарий