вторник, 29 июля 2014 г.

Искусство импровизации

В восточном танце, как и в любом другом очень важно уметь импровизировать. Давай разберемся, как научится это делать легко и непринужденно!
Для начала поговорим о самом главном- о музыке. В  танце важно очень хорошо знать музыку, под которую ты будешь танцевать, знать ее переходы, удары, смену ритмов и так далее.  Танцевать под абсолютно незнакомую музыку- крайне сложно. В восточном танце есть несколько направлений, под которые танцуют определенным образом (барабанное соло, межансе, беледи и так далее), очень важно постигать разные стили, тренироваться и изучать новые постановки. Например беледи: сначала всегда идет такасим, то есть соло одного инструмента, оно медленное, в нем танцовщица показывает пластику своего тела, затем идут сильные акценты, которые танцовщица отображает своими движениями, потом музыка набирает темп, может присутствовать вставка барабанного соло, затем  идет финал. То есть можно примерно предугадать развитие событий. Но даже зная музыку часто танцовщица не знает как под нее танцевать, теряется, начинает повторять одни и те же движения. Как этого избежать?
  1.  Итак, первое- постоянно изучать новые движения, но не по одному, а связками. Это нужно для того, чтобы ты знала как перейти от одного движения к другому, без пауз, заминок и растерянного взгляда. Чем больше твоя танцевальная база, тем разнообразней танец и легче тебе импровизировать. Как говорил Станиславский: лучшая импровизация- это хорошо отрепетированная импровизация, поэтому все время придумывай различные комбинации, связки и интересные переходы от одного движения к другому.
  2.  В комфортной для тебя обстановке (дома или в зале) включай любимые композиции и танцуй. Выбирай ту музыку, от которой тебя, как говорится, прет! Забудь о правилах, просто двигайся как того просит душа. Главное не задумывайся о том как выглядишь со стороны и о том, как у тебя получается- дай своему телу свободу. Со временем танец будет становится более структурированным и ты начнешь контролировать себя. Но по началу надо давать себе полный полет фантазии.
  3. Танцуй перед зеркалом и без него. Танцевание перед зеркалом дает возможность контролировать себя, смотреть на себя со стороны, дает общее представление, то есть этот этап важен, но не нужно танцевать только перед зеркалом, так как в итоге может случится такое, что ты будешь теряться при его отсутствии (на выступлении перед тобой будет много глаз, а не собственное отражение). Танцевание без зеркал тоже даст очень много- ты будешь острее чувствовать свое тело, сосредоточишься на эмоциональной подаче и визуализируешь зрителей и их реакцию. Очень полезно пробовать танцевать с закрытыми глазами, полностью сосредоточившись на себе, на том как тело отзывается на музыку.
  4.  Во время импровизации не стой на месте. Есть много хореографических рисунков, старайся их использовать: круг, восьмерка, проходка вперед-назад, в стороны, диагонали и так далее. Меняй направление движения!
  5. Меняй уровни- помни, что во время танца ты можешь наклонится, присесть, сделать выпад или прогиб, в конце концов уйти в партер или наоборот сделать прыжок, то есть старайся разнообразить свой танец, зрителю будет интересней наблюдать за тобой.
  6.  Когда ты выходишь на сцену, то окинь взглядом все свое танцевальное пространство и старайся задействовать его полностью! Очень нелепо смотрится танцовщица, которая весь танец стоит на одном квадратном метре, имея в своем распоряжении огромную сцену (только если это не задумано в танцевальном номере).
  7.  Используй разную скорость в танце- это сморится очень интересно когда ты танцуешь в быстром темпе, а потом резко замедляешься, потом опять начинаешь наращивать темп. Следуй музыке и меняйся- танец не будет скучным, а ты будешь держать зрителя в напряжении.
  8. Эмоции. Пожалуй, это тема для отдельной и очень большой статьи, но все же затронем и ее. Конечно нужно постоянно тренироваться, гримасничать перед зеркалом, кокетничать и наблюдать за эмоциями других людей. Коллекция твоих эмоций, которые ты можешь изобразить должна все время пополняться. Однако, в танце нужно знать меру- танцевать с кислым, испуганным  или ничего не выражающем лицом нельзя, но и устраивать пантомиму с кучей ужимок не стоит, так как это смотрится нелепо! Очень большую ошибку совершают те танцовщицы, которые весь танец напролет держат улыбку- эта привычка танцоров варьете или участниц конкурсов красоты. В восточном танце просто тупо улыбаться весь танец- весьма странно, ведь танцовщица должна соответствовать музыке, а если есть слова, то отображать их смысл. К тому же неискренняя улыбка смотрится как оскал, тем более если в глазах застыл испуг и растерянность. Только подумай, сколько может быть различных положительных выражений лица помимо наклеенной улыбки! Мне очень понравилось как научил нас Кхалед Махмуд: -Представьте, что у вас во рту очень вкусная конфета! Он улыбнулся, лицо засияло и он протянул: -Ммммм!.... Вот с таким лицом вы должны танцевать! А еще мне очень нравится как нежно и элегантно выражает в танце свои эмоции Мерседес Нието или Орит Мафцир, на которую невозможно смотреть без улыбки, ведь она просто излучает радость в танце!
  9.  Не забывай взаимодействовать со зрителем! Сохраняй зрительный контакт, играй с ним, не забывай, что ты танцуешь для людей!
  10.  Наслаивай  характерные движения танца живота на проходки. Например приставной шаг или пробежка плюс волна руками или тряска грудью.Очень хорошо об этом рассказывала Мира Бетз, одна из лучших танцовщиц в стиле трайбл, она  говорила: вот шаг, на него вы можете наслаивать любое движение и обойти с ним все пространство сцены. Она поставила музыку, задала шаг и попросила учениц сначала использовать с этим шагом только руки, потом только движения грудью, потом только бедра. Невероятно сколько новых интересных вариантов одной проходки мы открыли для себя. Затем она поменяла музыку на очень быструю, потом на очень медленную: движения остались прежними, поменялся только темп и характер. Разнообразь движения и выдумывай новые!
  11.  Ставь для себя сложные задачи на репетиции, тогда легко будет на сцене. Например:  поставь совершенно незнакомую музыку или отрывок и постарайся под нее станцевать и показать эмоции. Периодически устраивай себе подобные испытания.
  12. Очень важный пункт в импровизации в восточном танце является знание базовых арабских ритмов, какие движения используют под тот или иной ритм, а так же знание музыкальных инструментов, и того, какие движения к ним подходят (на подходе новая статья о ритмах и музыкальных инструментах)
  13. Очень полезным этапом в подготовке к импровизации станет.... постановка собственной хореографии! Да, да. Многие из нас привыкли к тому, что им дают движения, которые нужно только заучить, но мало кто из начинающих танцовщиц пробует себя в роли хореографа. Когда ты попробуешь сделать свой танец или связку, ты сможешь посмотреть на танцевальный процесс с другой стороны и мозг начнет работать в другом ключе. Попробуй! По началу придется ломать голову, потом будет все легче и легче, а спустя некоторое время ты уже сама сможешь на ходу придумывать интересные комбинации.
  14. Если ты импровизируешь под определенную композицию, то изучи ее досконально- каждый звук и его длину, анализируй мелодию, ритмы, если это песня, то необходимо знание слов и их перевод. Совершенное знание композиции- уже пол дела. Если ты только начинаешь постигать искусство импровизации, то попробуй поставить некоторые куски хореографии на заданную музыкальную композицию, а какие-то моменты оставить пустыми- именно в них ты будешь импровизировать.
  15. Старайся избегать повторов. Для этого нужно иметь в запасе много разнообразных движений, мы уже говорили об этом. Но тем не менее часто назойливые движения-таки выскакивают во время танца. Когда будешь тренироваться импровизировать, то сделай такое упражнение- исключи самые часто повторяемые движения из танца. Представь что их нет! Пробуй все что угодно, а их не используй!
  16. На основе того, о чем мы сегодня говорили, ты можешь сильно разнообразить свои движения. Пробуй исполнить одно и то же движение на разных уровнях (высокий- низкий), с продвижением (например приставной шаг, с движением вперед), с разной энергией (плавно, резко), в разном темпе (быстро, медленно), с разной эмоциональной подачей (радость, печаль, кокетство...), стоя на месте или охватывая все танцевальное пространство.
  17.  Расслабься! Во время танца ты должна излучать у веренность и счастье от того, что ты делаешь! Ты уже вышла на сцену- отступать некуда, поэтому отпусти все страхи и покажи все, что ты умеешь. Поздно робеть, все внимание на тебе- получи от этого удовольствие! А чтобы все прошло гладко на сцене надо много-много тренироваться и постоянно пополнять свою копилку танцевальных движений!
  18. Самый главный плюс импровизации- то, что только ты знаешь КАК должно быть! Начинающих танцовщиц пугает то, что они могут напортачить, ошибиться, но в этом-то и дело, что в импровизации нет неправильных вариантов!
Удачи :)




Комментариев нет:

Отправить комментарий